Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 14

О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

 

п о с т а н о в л я е т

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".

 

2. Назначить представителем Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении данного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Демидова - секретаря Пленума, судью Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

Председатель Верховного Суда

Российской Федерации В.М.Лебедев

 

Секретарь Пленума, судья

Верховного Суда

Российской Федерации В.В.Демидов

 

Вносится

Верховным Судом

Российской Федерации

 

Федеральный закон о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

 

Статья 1. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст.4921; 2002, № 22, ст.2027; № 30, ст.3015, 3020, 3029; № 44, ст.4298; 2003, № 27, ст.2700, 2706; № 2880; № 50, ст.4847) следующие изменения:

 

1) статью 222 дополнить частью 5 следующего содержания:

 

"5. Если копия обвинительного заключения не вручена обвиняемому ввиду того, что он скрылся, то прокурор приостанавливает производство по уголовному делу и обеспечивает розыск обвиняемого";

 

2) в части 2 статьи 238 слова "и поручает прокурору обеспечить его розыск" заменить словами "возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого";

 

3) третье предложение части 3 статьи 253 дополнить словами "и возвращает уголовное дело прокурору для обеспечения розыска".

 

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации В.В.Путин

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

В настоящее время в судах общей юрисдикции находится более 16 тысяч уголовных дел, производство по которым приостановлено в связи с розыском скрывшихся обвиняемых и подсудимых.

 

Например, за судами города Москвы числится 1150 таких дел, города Санкт-Петербурга - 1411, Хабаровского края - 1143, Приморского края - 635, Самарской области - 458, Московской области - 388, Волгоградской области - 300.

 

В основном розыск указанных лиц объявляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, в Кемеровской области из находящихся в розыске 181 человека 19 обвиняются в совершении особо тяжких преступлений, 107 - тяжких преступлений.

 

По всем приостановленным уголовным делам суды периодически направляют запросы в органы внутренних дел и прокуратуру с требованием сообщить о результатах розыскных действий. Однако нередки случаи, когда такие запросы остаются без исполнения, а если поступают ответы, то они, как правило, формальны.

 

Как отмечают суды, они практически превратились в хранилища приостановленных уголовных дел, что не только снижает активность прокуроров и органов дознания по розыску (ведь дела числятся не за ними, а за судами), но и создает у потерпевших ложное представление о неосновательном затягивании судебного разбирательства, о преднамеренном нарушении судами их конституционных прав на судебную защиту.

 

Согласно статье 37 УПК РФ поручения и указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий дает прокурор.

 

Суд не наделен такими полномочиями и в соответствии с принципами правосудия и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1999 года № 7-П не вправе выполнять несвойственные ему функции обвинения, которые фактически имеют место, когда он направляет указанные выше запросы с требованием ускорить розыск скрывшихся обвиняемых и подсудимых.

 

В этой связи в данном проекте федерального закона предлагается установить порядок, в соответствии с которым все приостановленные судом уголовные дела в случаях, когда обвиняемые и подсудимые скрылись, должны возвращаться прокурору для обеспечения их розыска.

 

Принятие законопроекта не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и не повлечет необходимости изменения, дополнения, принятия либо отмены иных актов федерального законодательства.



вверх