Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 8 апреля 1997 г. № 5

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 58 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Пленум Верховного Суда Российской Федерации

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 58 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Пленум Верховного Суда Российской Федерации

 

постановляет:

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления законодательной инициативы проект Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов".

 

 

Председатель Верховного Суда

Российской Федерации В.М.Лебедев

 

Секретарь Пленума,

судья Верховного Судp>

Российской Федерации В.В. Демидов

 

 

 

 

 


Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВХОДЯЩИХ В ЕГО СИСТЕМУ ОРГАНАХ

 

Глава 1 Общие положения

 

Статья 1

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом по обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (включая военные суды), мировых судей и органов судейского сообщества.

2. Под обеспечением судебной деятельности понимается осуществление системы государственных мер организационного, кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного характера в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Деятельность Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается аппаратом этого суда.

4. Работа по обеспечению судебной деятельности и органов судейского сообщества относится к работе в сфере правосудия.

Статья 2

Судебный департамент подотчетен Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Совету судей Российской Федерации.

Статья 3

Систему Судебного департамента образуют Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и подотчетные ему органы в субъектах Российской Федерации.

Статья 4

Судебный департамент и входящие в его систему органы не вправе вмешиваться в правосудие и всей своей деятельностью должны способствовать укреплению самостоятельности судебной власти и независимости судей.

Статья 5

1. Судебный департамент и подотчетные ему органы осуществляют свои полномочия, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, соответствующими постановлениями органов судейского сообщества, приказами и распоряжениями Генерального директора Судебного департамента.

2. Невыполнение требований Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателей иных федеральных судов и органов судейского сообщества о надлежащем кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности служит основанием для решения вопроса согласно трудовому законодательству о соответствии занимаемой должности руководителей Судебного департамента и (или) входящего в его систему органа.

 

Глава 2

Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Статья 6

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации:

1) обеспечивает деятельность районных судов, мировых судей и соответствующих органов судейского сообщества через органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также непосредственно обеспечивает деятельность Верховных Судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, военных судов, Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и его Президиума;

2) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, а также работников аппарата судов; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, включая пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппарата судов, а также принимает меры к обеспечению их благоустроенным жильем;

3) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения по финансированию судов общей юрисдикции и мировых судей;

4) изучает практику организации деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

5) вносит в установленном федеральным законом порядке представления о создании соответствующих судов общей юрисдикции, их дислокации и штатной численности, либо об упразданении этих судов;

6) определяет кадровую потребность судов общей юрисдикции;

7) по представлению департамента при Верховном Суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа, согласованному с председателем соответствующего суда и советом судей субъекта Российской Федерации, вводит дополнительные должности судей;

8) ведет статистический и персональный учет сведений о судейских кадрах;

9) прогнозирует необходимую численность обучающихся в системе высшего и среднего юридического образования с учетом потребности судов общей юрисдикции в кадрах и взаимодействует с органами образования в подготовке юристов;

10) организует Службу судебных приставов по обеспечению установленного порядка функционирования судов общей юрисдикции;

II) организует работу по ведению судебной статистики, делопроизводства, архива и составлению сводного статистического отчета; осуществляет проверки состояния делопроизводства и организации работы в судах;

12) разрабатывает инструкции, положения, методические пособия и рекомендации по вопросам организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судов общей юрисдикции и мировых судей;

13) обеспечивает финансирование судов, а также входящих в его систему органов, осуществляя контроль за расходованием ими бюджетных средств; проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности судов и входящих в его систему органов;

14) в координации и во взаимодействии с органами судейского сообщества, судами и правоохранительными органами обеспечивает независимость, неприкосновенность и безопасность судей и членов их семей;

15) организует строительство и ремонт зданий и помещений судов, а также входящих в его систему органов и их техническое оснащение;

16) организует разработку и внедрение в судах программно-аппаратных средств для судопроизводства, делопроизводства и информационно-нормативного обеспечения судебной деятельности;

17) устанавливает и развивает связи с соответствующими органами и учреждениями, в том числе и в других государствах, в целях совершенствования организации деятельности судов общей юрисдикции;

18) осуществляет иные меры по обеспечению нормальной деятельности судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества.

Статья 7

1. Финансирование Судебного департамента и входящих в его систему органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Финансирование судов общей юрисдикции и деятельности мировых судей осуществляется через Судебный департамент за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральный бюджет в части, касающейся финансирования судов общей юрисдикции и деятельности мировых судей, во взаимодействии с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения Судебного департамента вместе со своим заключением. Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

4. Судебный департамент производит раздельное кадровое, материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение Верховных Судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов, районных судов и деятельности мировых судей.

Статья 8

Должностные лица Судебного департамента и его органов вправе запрашивать и получать безвозмездно у органов государственной власти, организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности, а также у должностных лиц сведения, необходимые для выполнения возложенных на Судебный департамент полномочий.

Глава 3

Организация деятельности и структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Статья 9

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

Статья 10

1. Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора, согласованному с Советом судей Российской Федерации.

2. Генеральный директор Судебного департамента имеет статус министра Российской Федерации.

 

Статья II

Численность аппарата Судебного департамента, его структура, фонд оплаты труда и общий объем ассигнований на содержание Судебного департамента и входящих в его систему органов утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента, согласованному с Советом судей Российской Федерации.

Статья 12

1. Судебный департамент имеет в своем составе соответствующие управления и отделы для реализации полномочий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

2. В системе Судебного департамента создается Служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка функционирования судов общей юрисдикции. Деятельность Службы судебных приставов осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья 13

Судебный департамент самостоятельно принимает решения по вопросам организационного, кадрового и ресурсного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей, кроме вопросов, требующих согласования с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации (материально-техническое и финансовое обеспечение в целом системы судов общей юрисдикции; изменение их штатной численности и т.д.).

Статья 14

Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента и подотчетных ему органов и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Судебный департамент задач;

2) издает в пределах компетенции Судебного департамента приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения подчиненными ему органами, контролирует их исполнение. Эти приказы, распоряжения и инструкции обязательны для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности (делопроизводство, судебная статистика, соблюдение правил пожарной безопасности и т.д.);

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей подотчетных ему органов;

5) утверждает положения о структурных подразделениях Судебного департамента;

6) утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание Судебного департамента;

7) периодически отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

8) присваивает в установленном порядке соответствующие классные чины работникам аппарата Судебного департамента и входящих в его систему органов:

9) представляет Судебный департамент в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими нормативными актами.

Статья 15

1. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора, заместителей Генерального директора и руководящих работников аппарата Судебного департамента. Состав коллегии утверждается Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

2. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации и члены Совета судей Российской Федерации.

3. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Судебного департамента.

4. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Генерального директора.

Статья 16

1. Работники Судебного департамента и входящих в его систему органов находятся на федеральной государственной службе. Их права, обязанности и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.

2. Работникам Судебного департамента и входящих в его систему органов присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4

Организация деятельности и структура органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

Статья 17

1. Органом Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является департамент при Верховном Суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа (далее- департамент).

Статья 18

Департамент подотчетен Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, председателю Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и совету судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 19

Департамент осуществляет меры по кадровому, организационному, финансовому и иному ресурсному обеспечению деятельности районных судов и мировых судей, а также создает надлежащие условия для деятельности органов судейского сообщества в субъекте Российской Федерации. В этих целях департамент:

1) осуществляет подбор и изучение деловых и моральных качеств кандидатов на должность судьи;

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает практику организации деятельности районных судов, мировых судей и принимает меры по ее совершенствованию;

4) по согласованию с председателем суда, при котором образован департамент, и соответствующим советом судей вносит представления в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации о создании либо упразднении должностей мировых судей;

5) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, а также работников аппарата судов; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, включая пребывающих в отставке, членов их семей и

работников аппарата судов и принимает меры к обеспечению их благоустроенным жильем;

7) руководит службой судебных приставов по обеспечению установленного порядка функционирования судов общей юрисдикции;

8) организует работу по ведению судебной статистики, делопроизводства, архива и составлению сводного статистического отчета; осуществляет проверки состояния делопроизводства и организации работы районных судов и мировых судей:

9) обеспечивает финансирование районных судов и деятельности мировых судей, осуществляя контроль за расходованием ими бюджетных средств; проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

10) обеспечивает районные суды и мировых судей программно-аппаратными и нормативно- информационными средствами для судопроизводства, делопроизводства;

II) обеспечивает районные суды и мировых судей материально-техническими, транспортными средствами, организует строительство и ремонт зданий и помещений судов и их техническое оснащение;

12) по согласованию с председателем соответствующего суда и советом судей субъекта Российской Федерации возбуждает ходатайства о награждении государственными наградами работников аппарата судов:

13) осуществляет иные меры по обеспечению нормальной деятельности районных судов, мировых судей и соответствующих органов судейского сообщества.

Статья 20

1. Департамент возглавляется директором, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению председателя Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, согласованному с советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Директор департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению директора департамента, согласованному с председателем Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 21

Численность аппарата департамента, его структура, фонд оплаты труда и общий объем ассигнований на содержание департамента определяются его директором по согласованию с председателем суда, при котором образован департамент, советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации и утверждаются Генеральным директором Судебного департамента.

Статья 22

Директор департамента:

1) руководит деятельностью департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

2) издает в пределах компетенции департамента приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения подчиненными ему лицами, контролирует их исполнение. Эти приказы, распоряжения и инструкции обязательны для районных судов и мировых судей в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

3) утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание департамента;

4) в установленном порядке назначает и освобождает работников аппарата департамента;

5) утверждает должностные инструкции работников департамента;

6) периодически отчитывается о деятельности департамента перед Генеральным директором Судебного департамента, председателем суда, при котором образован департамент, и советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации;

7) осуществляет полномочия во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

8) осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Федеральным законом.

Статья 23

1. В департаменте может быть образована коллегия, члены которой утверждаются директором департамента по согласованию с председателем Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа и соответствующим советом судей.

2. В работе коллегии вправе принять участие председатели судов и члены совета судей.

3. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности департамента. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями директора департамента.

Глава 5

Заключительные положения

1. Ввести настоящий Федеральный закон в действие с 1 июля 1997 года.

2. Правительству Российской Федерации:

осуществить финансирование мероприятий, связанных с реформированием порядка организационного обеспечения судебной деятельности, в том числе за счет средств, высвобождающихся в результате передачи функции по обеспечению деятельности судов общей юрисдикции от Министерства юстиции Российской Федерации Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации;

в месячный срок определить порядок передачи зданий, помещений, другого имущества, связанного с обеспечением деятельности судов общей юрисдикции, с баланса Министерства юстиции Российской Федерации на баланс Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с передачей последнему права распоряжения и управления указанным имуществом.

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и подчиненные ему органы являются юридическими лицами, имеют печати со своими наименованиями и изображением Государственного герба Российской Федерации, счета в банках, в том числе и валютные.

4. До принятия Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции".

5. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах"

 

Данный законопроект разработан Верховным Судом Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которым структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Судебный департамент определен в проекте как федеральный государственный орган по обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (включая военные суды), мировых судей и органов судейского сообщества.

Ввиду того, что в названном федеральном конституционном законе не раскрыто понятие организационного обеспечения деятельности судов, в данном проекте указывается на то, что под обеспечением судебной деятельности понимается осуществление системы государственных мер организационного, кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного характера в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Исходя из того, что мировые судьи субъектов Российской Федерации входят в судебную систему России, что они будут обладать единым статусом наравне с судьями федеральных судов и руководствоваться в своей деятельности установленными федеральными законами правилами судопроизводства, что финансирование их будет производиться из федерального бюджета, в проекте предлагается возложить обеспечение деятельности этой категории судей на Судебный департамент и его органы на местах. В противном случае, т.е. если обеспечение деятельности мировых судей будет возложено не на Судебный департамент, а, например, на органы юстиции, в субъектах Российской Федерации возникнет ситуация, когда исполнением по-существу одной и той же функции будут заниматься параллельно два государственных органа, что недопустимо

как с точки зрения необходимости единства в организации работы судов, так и учитывая неизбежные финансовые затраты на содержание не одного, а двух государственных аппаратов.

Поскольку Судебный департамент образуется при Верховном Суде Российской Федерации, а основной и единственной его задачей явится обеспечение судебной деятельности, в законопроекте указывается на то, что Судебный департамент подотчетен Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Совету судей Российской Федерации (статья 2), невыполнение требований которых о надлежащем кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов должно служить основанием для решения вопроса согласно трудовому законодательству о соответствии занимаемой должности руководителей Судебного департамента и (или) входящего в его систему органа (статья 5).

Система Судебного департамента весьма проста. Ее образуют сам Судебный департамент и подотчетные ему департаменты при Верховных Судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (статья 3).

Предполагается наделить Судебный департамент широким кругом полномочий. Однако все они без исключения преследуют цель -обеспечить нормальные условия для работы судов (статья 6).

На основании положений названного выше Федерального конституционного закона в проекте уделено внимание вопросам финансирования как судов, так и самой системы Судебного департамента.

Закреплено также правило, в соответствии с которым Судебный департамент производит раздельное материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение судов разных уровней и мировых судей (статья 7).

В главе 3 законопроекта нашли отражение вопросы организации деятельности Судебного департамента. Указано, в частности, на то, что он самостоятельно принимает решения по вопросам своей компетенции за исключением лишь тех, которые требуют согласования с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации (статья 13).

Что касается структуры Судебного департамента, то разработчики проекта пришли к выводу о том, что в нем она должна быть определена в общей форме с указанием на то, что этот государственный орган имеет в своем составе соответствующие управления и отделы для реализации возложенных на Судебный департамент полномочий. Названия конкретных подразделений Судебного департамента в проекте не приводятся исходя из того, что в случае изменения полномочий того или иного управления либо отдела, а, следовательно, и его названия, пришлось бы каждый раз вносить соответствующее изменение в данный федеральный закон.

Большое внимание в проекте уделено полномочиям, организации деятельности и структуре органов Судебного департамента непосредственно в субъектах Российской Федерации. Как уже отмечалось, такими органами будут департаменты при республиканских, краевых, областных и соответствующих им судах, подотчетные Генеральному директору Судебного департамента, председателю суда, при котором образован департаменту совету судей субъекта Российской Федерации.

Представляется, что постоянный контроль за деятельностью департамента со стороны указанных должностных лиц и органа судейского сообщества будет способствовать эффективной работе департамента. Основной гарантией правильного финансового и иного ресурсного обеспечения судов явится, безусловно, подотчетность департамента органам судейского сообщества.

Законопроект обсуждался на заседаниях Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации и Совета судей России, на IV (чрезвычайном) Всероссийском съезде судей, которые одобрили его принципиальные положения.



вверх