Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2000 г. № 36
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления права законодательной инициативы проект федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".
Вносится Верховным Судом Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный конституционный закон
О ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган общей юрисдикции
1. Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. Он действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен.
2. Деятельность Верховного Суда Российской Федерации направлена на защиту от всяких посягательств прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечение правильного применения законов при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции.
3. В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 2. Независимость судей Верховного Суда Российской Федерации
1. При осуществлении правосудия судьи Верховного Суда Российской Федерации независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Независимость судей Верховного Суда Российской Федерации гарантируется: установленным Конституцией Российской Федерации порядком назначения их на должность судьи; предусмотренной федеральным законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным федеральным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью и несменяемостью судьи; мерами его безопасности; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье государством материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
3. Гарантии независимости, предоставленные судьям Верховного Суда Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами, не могут быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены.
Статья 3. Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Количественный состав Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.
3. В Кассационной коллегии и судебных коллегиях образуются составы для рассмотрения судебных дел. Составы могут образовываться по предметному или территориальному признаку.
Статья 4. Осуществление Верховным Судом Российской Федерации судебного надзора
1. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, федеральных межрайонных административных судов, районных судов, военных судов, а в отношении мировых судей - в части соблюдения ими правил подсудности дел.
2. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом Российской Федерации как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.
Статья 5. Осуществление Верховным Судом Российской Федерации правосудия
1. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела в отношении судей по их требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, а также дела:
об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации;
об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
по разрешению споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах;
об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей.
Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании нормативных и ненормативных правовых актов недействительными или сообщения о таких решениях подлежат опубликованию в "Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации" и в тех изданиях, в которых были опубликованы указанные правовые акты.
2. Каждая судебная инстанция Верховного Суда Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций.
3. Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Судебные документы выдаются этим лицам на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.
Статья 6. Осуществление Верховным Судом Российской Федерации иных полномочий
Наряду с рассмотрением дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и федеральные административные суды, а также за деятельностью мировых судей, Верховный Суд Российской Федерации:
1) изучает и обобщает судебную практику путем истребования дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства;
2) на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
3) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
4) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 7. Состав Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении судебных дел и материалов
1. Рассмотрение судебных дел и материалов в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом коллегиально или единолично.
2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.
Статья 8. Право законодательной инициативы Верховного Суда Российской Федерации
1. В соответствии с частью первой статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
2. Верховный Суд Российской Федерации вправе обращаться в палаты Федерального Собрания Российской Федерации с запросом о ходе рассмотрения внесенных им законопроектов. Дальнейшее участие Верховного Суда Российской Федерации в обсуждении и рассмотрении законопроектов регулируется федеральным законом.
Статья 9. Порядок назначения на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателей Кассационной коллегии, судебных коллегий, членов Президиума и других судей Верховного Суда Российской Федерации
1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатели Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
3. Представление к назначению на указанные в настоящей статье должности судей допускается лишь при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.
4. В случае прекращения полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президенту Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
5. Кандидатуры на должности судей, перечисленные в части второй настоящей статьи, не позднее месяца со дня поступления представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации вносятся Президентом Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняются. В последнем случае Президент Российской Федерации предлагает Председателю Верховного Суда Российской Федерации представить новые кандидатуры на эти должности в течение месяца.
Статья 10. Срок полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации и их несменяемость
1. Полномочия судей Верховного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом.
2. Судья Верховного Суда Российской Федерации несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия.
3. Полномочия судей Верховного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены или прекращены только по решению квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, вынесенному по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом.
Статья 11. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации
1. В Верховном Суде Российской Федерации действуют совет судей и квалификационная коллегия судей этого суда.
2. Полномочия, порядок избрания и деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Статья 12. Российская академия правосудия
1. Российская академия правосудия учреждается Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и является государственным научно-образовательным учреждением, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором.
2. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.
Статья 13. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации
1. При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета определяются Положением, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 14. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.
2. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.
Статья 15. Официальное издание Верховного Суда Российской Федерации
1. Официальным изданием Верховного Суда Российской Федерации являются "Ведомости Верховного Суда Российской Федерации", в которых публикуются информация о заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики.
2. В "Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации" могут быть опубликованы и иные постановления Пленума, а также постановления Президиума, решения Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, обзоры судебной практики, данные судебной статистики и другие материалы.
3. Документы и материалы, публикуемые в "Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации", могут быть опубликованы и в других изданиях.
Глава 2.
Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Статья 16. Состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации
1. В состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации входят все судьи Верховного Суда Российской Федерации.
2. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации или лица, исполняющие их обязанности, которые вправе высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Неявка их не приостанавливает работу Пленума.
В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и другие лица.
Статья 17. Полномочия Пленума Верховного Суда Российской Федерации
1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях единообразного и правильного применения законодательства;
2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий, кроме Кассационной коллегии, и секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации;
3) на основании части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
4) в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации использует принадлежащее Верховному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
5) рассматривает представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации о приведении разъяснений Пленума в соответствие с федеральным законодательством;
6) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, а также положение об этом совете;
7) принимает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Регламент Верховного Суда Российской Федерации.
2. По вопросам своего ведения Пленум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
3. В соответствии с частью первой статьи 93 Конституции Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации против Президента Российской Федерации, дает заключение о наличии либо отсутствии в его действиях признаков государственной измены или иного тяжкого преступления
4. Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет и другие полномочия, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 18. Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации
1. Для обсуждения вопросов, указанных в части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, Пленум Верховного Суда Российской федерации созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и о вопросах, вносимых на его рассмотрение, судьи Верховного Суда Российской Федерации и приглашаемые лица уведомляются не позднее, чем за десять дней до заседания.
2. Вопросы для обсуждения на заседании Пленума вносятся Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
3. Проекты постановлений Пленума направляются судьям не позднее чем за десять дней до заседания. В тот же срок проекты направляются лицам, приглашенным на заседание Пленума Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
4. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются большинством голосов судей Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании.5. Постановления Пленума, а также протокол его заседания подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.
6. В случае необходимости проводится совместное заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 19. Порядок дачи Пленумом Верховного Суда Российской Федерации заключения о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления
1. Заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации для дачи заключения о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления правомочно при наличии не менее трех четвертей его состава.
2. Представленные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации материалы и заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения рассматриваются Пленумом по докладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации или докладу уполномоченного им судьи не позднее двух недель со дня поступления материалов в Верховный Суд Российской Федерации.
3. После доклада выдвинутое против Президента Российской Федерации обвинение обосновывает полномочный представитель Государственной Думы. Затем объяснения вправе дать Президент Российской Федерации или его представитель, после чего судьи в отсутствие других лиц обсуждают выдвинутое обвинение.
4. Заключение о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления считается принятым, если за него проголосовало большинство судей Верховного Суда Российской Федерации, участвовавших в заседании Пленума. Судья, не согласный с заключением, может изложить свое особое мнение в письменном виде.
5. Заключение и протокол заседания Пленума подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.
6. С принятием заключения об отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления дальнейшее рассмотрение обвинения прекращается.
7. Заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее трех дней со дня дачи заключения.
Статья 20. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из пятнадцати судей, назначаемых членами Президиума в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона. В состав Президиума входят: судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий, которые являются членами Президиума по должности.
Статья 21. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Президиум Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривает в порядке надзора дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вступившие в законную силу решения, приговоры, определения Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также постановления судей этого суда;
2) на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
3) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
4) разрешает вопросы организации работы Кассационной коллегии, судебных коллегий, судебных составов и аппарата суда;
5) определяет количественный состав федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласованному с президиумом соответствующего суда;
6) заслушивает сообщения о работе нижестоящих судов и принимает необходимые меры по результатам их обсуждения;
7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным законом.
Статья 22. Порядок работы Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. Процессуальный порядок рассмотрения судебных дел Президиумом Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
2. Порядок обсуждения на заседании Президиума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 23. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, двенадцати членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и административные дела, по которым решения вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;
2) рассматривает в качестве суда второй инстанции уголовные дела, по которым приговоры, определения и постановления вынесены Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;
3) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
4) на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ей федеральным законом.
Статья 24. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации
1. Составы Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе направлять судей одной судебной коллегии для участия в рассмотрении дел в составе другой судебной коллегии.
3. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом;
2) в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;
3) на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику;
5) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.
4. Особенности деятельности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации".
Глава 3.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель и заместители Председателя, председатель Кассационной коллегии, председатели судебных коллегий, председатели и заместители председателей судебных составов, судьи, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации
Статья 25. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации:
1) в пределах и порядке, установленных федеральным законом, вправе истребовать судебные дела, приносить протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления и приостанавливать их исполнение;
2) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
3) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
4) вправе по должности председательствовать в заседаниях Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
5) вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
6) вносит в Пленум Верховного Суда Российской Федерации представления о приведении разъяснений Пленума в соответствие с федеральным законодательством;
7) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов общей юрисдикции;
8) представляет Пленуму Верховного Суда Российской Федерации для утверждения составы Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также состав Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации;
9) вносит в квалификационную коллегию судей Верховного Суда Российской Федерации представления о квалификационной аттестации заместителей Председателя и других судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращения их полномочий;
10) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления: о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов, а также о приостановлении либо прекращении полномочий этих судей; о пересмотре решения квалификационной коллегии судей, отказавшей в прекращении полномочий судьи; о присвоении высшего квалификационного класса судьям Верховного Суда Российской Федерации;
11) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также аппарата Суда;
12) осуществляет организационное руководство деятельностью Пленума, Президиума, Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
13) с согласия Совета судей Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
14) взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;
15) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами и международными организациями;
16) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральным законодательством.
Статья 26. Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации
1. Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации:
1) вправе по должности председательствовать в заседаниях Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
2) в пределах и порядке, установленных федеральным законом, вправе истребовать судебные дела, приносить протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления и приостанавливать их исполнение;
3) в соответствии с распределением обязанностей организуют работу судебных коллегий, а также осуществляют контроль за работой структурных подразделений Верховного Суда Российской Федерации;
4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.
2. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя - один из заместителей по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 27. Председатель Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Председатель Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации:
1) организует деятельность Кассационной коллегии и осуществляет контроль за работой ее аппарата;
2) председательствует в судебных заседаниях Кассационной коллегии;
3) информирует Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Кассационной коллегии;
4) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным законом.
Статья 28. Председатели судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации
Председатели Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации:
1) организуют деятельность соответствующих судебных коллегий и осуществляют контроль за работой аппарата коллегий;
2) председательствуют в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий или поручают это судьям Верховного Суда Российской Федерации;
3) информируют Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий;
4) организуют работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики для представления материалов на рассмотрение Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
5) организуют работу по повышению квалификации судей и консультантов соответствующих судебных коллегий, а также по прохождению в Верховном Суде Российской Федерации стажировки судьями иных федеральных судов общей юрисдикции;
6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.
Статья 29. Председатели и заместители председателей судебных составов коллегий Верховного Суда Российской Федерации
1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателей Кассационной коллегии и соответствующих судебных коллегий формирует судебные составы и с учетом мнения входящих в них судей назначает председателей судебных составов и их заместителей.
2. Председатели судебных составов, а в случае их отсутствия заместители председателей судебных составов:
1) организуют деятельность соответствующих судебных составов и осуществляют контроль за работой их аппарата;
2) председательствуют в судебных заседаниях судебных составов или поручают это судьям Верховного Суда Российской Федерации;
3) информируют Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности судебных составов;
4) организуют работу по обобщению судебной практики судебных составов;
5) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.
Статья 30. Судьи Верховного Суда Российской Федерации
1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривают дела по первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) председательствуют по поручению председателей либо заместителей председателей судебных составов судебных коллегий в рассмотрении дел по второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации либо председателя соответствующей судебной коллегии председательствуют в рассмотрении дел по первой инстанции;
3) по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают дела на заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
4) обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения федерального законодательства;
5) участвуют в подготовке материалов, выносимых на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают их на заседании Пленума;
6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом, а также поручения Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. Судьи, являющиеся членами Президиума и (или) Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в период между их заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 31. Секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации
Секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации наряду с выполнением обязанностей судьи Верховного Суда Российской Федерации организует работу по подготовке заседаний Пленума, в том числе подготовке материалов, выносимых на его рассмотрение, обеспечивает ведение протокола, осуществляет меры, необходимые для выполнения принятых Пленумом постановлений.
Глава 4.
Организационное и финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации
Статья 32. Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
Аппарат Верховного Суда Российской Федерации обеспечивает его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению других полномочий Верховного Суда Российской Федерации, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 33. Структурные подразделения аппарата Верховного Суда Российской Федерации
1. В аппарате Верховного Суда Российской Федерации образуются соответствующие управления, отделы и службы для реализации полномочий, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального конституционного закона.
2. Структурные подразделения в аппарате Верховного Суда Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями и инструкциями, утверждаемыми Председателем Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителями.
Статья 34. Штаты аппарата Верховного Суда Российской Федерации
1. Численность, структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются в пределах сметы расходов Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
2. Работники аппарата Верховного Суда Российской Федерации являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в Военной коллегии могут также присваиваться воинские звания.
Статья 35. Советники и помощники Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, судей Верховного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель и заместители Председателя для непосредственного обеспечения исполнения возложенных на них полномочий имеют советников и помощников, а судьи Верховного Суда Российской Федерации - помощников.
Статья 36. Консультанты и другие сотрудники аппарата Верховного Суда Российской Федерации
В аппаратах судебных структур, в управлениях и отделах Верховного Суда Российской Федерации состоят главные и старшие консультанты, консультанты, другие сотрудники аппарата и младший обслуживающий персонал.
Статья 37. Обеспечение безопасности и общественного порядка в Верховном Суде Российской Федерации
1. Безопасность деятельности Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается службами, на которые возложена обязанность по осуществлению этой функции в отношении других высших органов государственной власти Российской Федерации.
2. Личная охрана Председателя Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается Федеральной службой охраны Российской Федерации на уровне личной охраны других высших должностных лиц государства. Безопасность судей Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается Федеральной службой охраны Российской Федерации по требованию Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей либо по заявлению судьи.
3. Для обеспечения установленного порядка деятельности Верховного Суда Российской Федерации действует служба судебных приставов Верховного Суда Российской Федерации, являющаяся структурным подразделением аппарата Верховного Суда Российской Федерации, полномочия которой устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и Федеральным законом "О судебных приставах".
4. Служба судебных приставов находится в оперативном подчинении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей.
Статья 38. Финансирование Верховного Суда Российской Федерации
1. Финансирование Верховного Суда Российской Федерации производится только из федерального бюджета отдельной строкой в разделе финансирования судебной власти и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
2. Размер ассигнований на деятельность Верховного Суда Российской Федерации должен полностью учитывать затраты, связанные с необходимостью осуществлять работу на уровне, соответствующем его статусу высшего судебного органа.
3. Размер средств, выделяемых на содержание Верховного Суда Российской Федерации, не может быть уменьшен в очередном году либо устанавливаться ниже размера средств, выделявшихся ему в предыдущем году.
4. При несогласии Верховного Суда Российской Федерации с объемом финансирования его деятельности Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения Верховного Суда Российской Федерации вместе со своим заключением.
5. Представители Верховного Суда Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
6. Верховный Суд Российской Федерации самостоятельно распоряжается средствами, выделенными на обеспечение его деятельности.
Статья 39. Имущество Верховного Суда Российской Федерации
1. Здания, сооружения и другое имущество, находящееся в оперативном управлении Верховного Суда Российской Федерации, является федеральной собственностью.
Изъятие имущества из оперативного управления возможно только с согласия Верховного Суда Российской Федерации.
2. Верховный Суд Российской Федерации освобождается от различных выплат за пользование землей, отведенной для размещения зданий и сооружений, которые находятся в его владении, пользовании и распоряжении.
Статья 40. Материальное и социальное обеспечение судей Верховного Суда Российской Федерации
Материальные и социальные гарантии независимости судьи Верховного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи и членов его семьи, а также принадлежащего им имущества, устанавливаются применительно к гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и не могут быть отменены или снижены. В случае, если другими правовыми актами для судей Верховного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
В случае прекращения каких-либо выплат материального или социального характера соответствующие суммы включаются в должностной оклад судьи Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 41. Заработная плата работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации
1. Должностные оклады работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются на уровне должностных окладов соответствующих категорий работников аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Для привлечения высококвалифицированных специалистов руководство Верховного Суда Российской Федерации вправе увеличивать должностные оклады отдельных работников аппарата.
Статья 42. Обеспечение судей Верховного Суда Российской Федерации жилой площадью
1. Судьям Верховного Суда Российской Федерации, нуждающимся в жилой площади, предоставляется благоустроенная квартира в городе Москве не позднее шести месяцев со дня возникновения такой необходимости. Правительство Российской Федерации не позднее месяца со дня возникновения необходимости в обеспечении судьи Верховного Суда Российской Федерации жилой площадью либо в улучшении его жилищных условий выделяет средства для приобретения ему квартиры.
2. Судья Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается жилой площадью с учетом установленной в Российской Федерации нормы жилой площади и права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты.
3. Нуждающимся в улучшении жилищных условий считается судья Верховного Суда Российской Федерации, не обеспеченный жилой площадью в соответствии с нормами, указанными в части второй настоящей статьи.
4. Жилая площадь передается в собственность судьи Верховного Суда Российской Федерации бесплатно. Оформление права собственности судьи Верховного Суда Российской Федерации и членов его семьи на занимаемую ими жилую площадь производится за счет федерального бюджета.
Статья 43. Медицинское обслуживание судей и работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации
1. Медицинское обслуживание судей Верховного Суда Российской Федерации и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств федерального бюджета медицинскими учреждениями, обслуживающими депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, пребывающие в отставке, и члены их семей пользуются за счет средств федерального бюджета тем же медицинским обслуживанием, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, что и работающие судьи Верховного Суда Российской Федерации и члены их семей.
3. Работники аппарата Верховного Суда Российской Федерации пользуются медицинским обслуживанием на уровне соответствующих категорий работников аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Глава 5.
Символы и другие атрибуты судебной власти Верховного Суда Российской Федерации
Статья 44. Символы судебной власти Верховного Суда Российской Федерации
1. На здании Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.
2. В зале заседаний Верховного Суда Российской Федерации помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.
3. В служебном помещении судьи Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.
4. При осуществлении правосудия судьи Верховного Суда Российской Федерации заседают в мантиях.
Статья 45. Печать Верховного Суда Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Статья 46. Удостоверение судьи Верховного Суда Российской Федерации
Судьям Верховного Суда Российской Федерации, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписываются Президентом Российской Федерации и выдаются Президентом Российской Федерации или по его просьбе Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 47. Местопребывание Верховного Суда Российской Федерации
1. Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации город Москва.
2. Судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный Суд Российской Федерации может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.