Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 августа 1985 г. № 7
О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 года N5 "О соблюдении судами РСФСР процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 20 декабря 1976 года N7 и от 20 декабря 1983 года № 10)
В связи с возникшими в судебной практике вопросами, а также изменениями и дополнениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Пленум Верховного Суда РСФСР
г. Москва 27 августа 1985 г.
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Пленума Верховного Суда
РСФСР от 17 сентября 1975 года N5 "О соблюдении судами РСФСР
процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных
дел" (с последующими изменениями) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить постановление пунктом 3а следующего
содержания:
"3а. В целях повышения воспитательного
значения судебных процессов необходимо принимать меры для создания условий
активного участия представителей общественности в рассмотрении дел.
Решая вопрос о допуске к участию в рассмотрении
дела представителей общественных организаций и трудовых коллективов, суд обязан
проверить, выделены ли они для участия в судебном разбирательстве с соблюдением
требований ст.250 УПК РСФСР. Допущенным к участию в рассмотрении дела
представителям общественности суд должен, с учетом предоставленных им
полномочий, разъяснить предусмотренные ч.3 и ч.4 ст.250 УПК РСФСР права и
обеспечить возможность их реализации.
Обратить внимание судов на различное
процессуальное положение представителей общественности, участвующих в судебном
заседании в соответствии со ст.250 УПК РСФСР, и представителей предприятий,
учреждений и организаций, участвующих в судебном разбирательстве дел о
преступлениях несовершеннолетних (ст.400 УПК РСФСР). Последние могут лишь
участвовать с разрешения суда в исследовании доказательств, и в необходимых
случаях могут быть допрошены в качестве свидетелей".
II.Абзац третий пункта 4 изложить в следующей
редакции:
"Законом (ч.3 и ч.4 ст.276 УПК РСФСР)
предусмотрено право лица, которому отказано в удовлетворении ходатайства,
заявить его в дальнейшем в зависимости от хода судебного разбирательства, а
также право суда по собственной инициативе вынести определение и произвести те
процессуальные действия, на необходимость которых указывалось в
неудовлетворенном ранее ходатайстве".
III.Дополнить постановление пунктами 6а и 6б
следующего содержания:
"6а.В соответствии с ч.2 ст.277 УПК РСФСР,
при отложении разбирательства дела после допроса явившихся в судебное заседание
свидетелей, эксперта или специалиста, потерпевшего, гражданского истца,
гражданского ответчика или их представителей, вторично эти лица могут не вызываться
в судебное заседание, если после отложения разбирательства дело рассматривается
в том же составе суда и в их вызове нет необходимости.
При применении этого положения закона судам
следует иметь в виду, что потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик
и их представители вправе (ст.ст.53-55 УПК РСФСР) принимать участие во всех
судебных заседаниях по рассматриваемому делу для защиты своих прав и законных
интересов. Поэтому неучастие этих лиц в последующих после отложения
разбирательства дела судебных заседания должно носить добровольный характер,
отражать их волеизъявление. В целях обеспечения таких условий
председательствующий обязан при отложении разбирательства дела разъяснить
названным лицам право на участие в последующих судебных заседаниях, что должно
быть зафиксировано в протоколе судебного заседания, и в дальнейшем извещать их
о времени и месте следующих судебных заседаний.
6б.Разъяснить судам, что:
а)по смыслу ст.ст.34, 272 УПК РСФСР указание
закона о составе суда первой инстанции относится только к председательствующему
и народным заседателям;
б)при рассмотрении дела после отложения его
разбирательства в ином составе суд обязан вторично вызвать и допросить
указанных в ч.2 ст.277 УПК РСФСР лиц в судебном заседании. Оглашать показания
этих лиц и ссылаться на них в приговоре суд вправе лишь при наличии причин,
исключающих возможность их явки в судебное заседание.
Необходимо иметь в виду, что исходя из принципа
процессуального закона о непрерывности судебного разбирательства, после
отложения разбирательства дела судебное заседание должно начинаться с
подготовительной части независимо от того, рассматривается ли дело в том же или
в ином составе суда.
Невыполнение этого требования является
существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену
приговора".
IY.Внести в п.8 постановления изменения и
дополнения, изложив его в редакции:
"Суды должны строго выполнять нормы закона,
определяющие процессуальное положение и полномочия эксперта и специалиста.
Во всех случаях, когда для установления
конкретных обстоятельств дела необходимы специальные познания в науке, технике,
искусстве или ремесле, следует решать вопрос, требуется ли проведение
экспертизы, или эти обстоятельства могут быть выяснены путем привлечения к
участию в судебном разбирательстве соответствующего специалиста.
Специалист приглашается для участия в судебном
разбирательстве в тех случаях, когда суду либо участникам судебного
разбирательства при исследовании доказательств могут потребоваться специальные
знания и навыки (например, в существе технологического или производственного
процесса, специфических особенностях той или иной профессии и т.п.). Мнение
специалиста обязательно отражается в протоколе судебного заседания.
Заключение эксперта является в соответствии с
законом одним из видов доказательств, и дается на основании произведенных
исследований. Эксперту могут быть поставлены вопросы, входящие в компетенцию
специалиста; постановка перед специалистом вопросов, относящихся к компетенции
эксперта, недопустима: его мнение не может быть приравнено к заключению
эксперта.
Обратить внимание судов на недопустимость замены
производства экспертизы допросом эксперта, поскольку в соответствии со
ст.ст.288, 289 УПК РСФСР допрос эксперта может иметь место только после
производства им экспертизы на суде и оглашения своего заключения.
При производстве экспертизы в ходе судебного
разбирательства уголовного дела судам необходимо строго руководствоваться
разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда СССР N1 от
16 марта 1971 года "О судебной экспертизе по уголовным делам".
Y.Дополнить постановление пунктами 9а и 9б
следующего содержания:
"9а.Судам следует иметь в виду, что
предусмотренное ч.2 ст.73 УПК РСФСР наложение денежного взыскания на свидетеля
за неявку в суд может иметь место при его неявке без уважительных причин.
Уважительными причинами неявки свидетеля в суд в частности, могут быть
признаны: болезнь, лишающая его возможности явиться в суд; болезнь члена семьи
при невозможности поручить кому-либо уход за ним; несвоевременное вручение
повестки; невозможность явки вследствие стихийного бедствия, а также иные
обстоятельства, препятствующие свидетелю явиться в суд в назначенный срок.
В зависимости от конкретных обстоятельств,
определение о наложении денежного взыскания на свидетеля выносится, по
усмотрению суда, либо в совещательной комнате, либо после совещания судей на
месте с занесением определения в протокол судебного заседания.
В случаях, когда причины неявки не
представляется возможным установить в ходе судебного разбирательства дела,
вопрос о наложении денежного взыскания должен решаться в порядке,
предусмотренном чч.2, 3, 4 ст.323 УПК РСФСР.
Определение суда о наложении денежного взыскания
может быть обжаловано и опротестовано в порядке ч.1 ст.331 УПК РСФСР.
9б.Учитывая, что выявление причин и условий,
способствовавших совершению преступления, является в соответствии с ч.2 ст.68
УПК РСФСР важной составной частью судебного разбирательства, судам следует при
рассмотрении каждого уголовного дела принимать все необходимые меры к
выполнению этого требования закона, и при наличии достаточных оснований
выносить обоснованные частные определения.
Основанием для вынесения частного определения
могут служить установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия,
способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение отдельных
граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного долга.
Необходимо также при разбирательстве дела
выяснять, какие меры приняты по внесенным органами расследования представлениям
об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, а
если таковые не были приняты без уважительных причин, указывать об этом в
частном определении и, при наличии к тому оснований, поставить вопрос об
ответственности соответствующего должностного лица".